Дуальное обучение
Дуальное обучение (ДО) – это достаточно распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии. Такое обучение предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании студентов. При этом предприятие предоставляет условия для практического обучения и несет все связанные с ним расходы.
Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо). Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.
Элементы дуального обучения в Алматинском экономическом колледже начали внедряться с 2012 года по специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» на базе нашего социальных партнеров ТОО ХБК «Аксай», ТОО «Беккер и К».
В последующем в 2015 году нами ДО было внедрено для студентов по специальности «Производство пива, безалкогольных и спиртных напитков» на базе самых крупных в РК пивоваренных компаний ТОО «Carlsberg Kazakhstan» и ТОО «Первый пивзавод».
Хочется отметить активную роль в распространении ДО среди учебных заведений технического профессионального образования Палаты предпринимателей «Атамекен» Алматинской области.
При дуальном обучении социальные партнеры становятся активными участниками образовательного процесса, а именно: ведущие их представители становятся соавторами и экспертами при составлении рабочих учебных планов и программ, они же выступают в качестве мастеров производственного обучения и членами промежуточной и итоговой аттестационной комиссий.
Опыт использования дуального обучения показал следующие преимущества по сравнению с традиционным:
- устраняет разрыв между теорией и практикой;
- создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество знаний студентов напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованность руководителей соответствующих организаций в практическом обучении своего работника;
- обучение максимально приближено к запросам конкретного производства.
Таким образом, качество теоретических знаний будущих специалистов зависит от учебного заведения, а практические навыки формируются во время профессиональной практики.
В 2021-2022 учебном году в колледже по дуальной форме обучаются 211 студентов по 5 специальностям:
- 06130100 Программное обеспечение
- 07210600 Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство
- 07210600 Производство пива, безалкогольных и спиртных напитков
- 10130300 Организация питания
- 1305000 Информационные системы
По сравнению с 2020-2021 учебным годом количество студентов, обучающихся по дуальной форме увеличилось на 28 чел. Охват студентов по ДО составляет 16 %.
АЭК с 2013 года является активным участником Германской программы GIZ «Профессиональное образование в Центральной Азии» за счет финансирования немецкого правительства. Германия является общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. В рамках этой программы мы изучаем немецкий опыт дуального обучения, 6 преподавателей спецдисциплин колледжа прошли тренинги по современным технологиям обучения и успешно внедряют полученную практику в учебный процесс.
Следует отметить, что внедрение дуального обучения способствует успешному трудоустройству, доля трудоустроенных выпускников АЭК, прошедших ДО, составляет 91 %.
Дуальное обучение для студентов – отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после окончания – работу, к которой хорошо подготовлены.
Таким образом, построение дуального обучения в колледже, ориентированного на реальные потребности рынка труда, конкретных предприятий, социальные и карьерные ожидания молодежи, позволяет сформировать систему взаимодействия колледжа с предприятиями и тем самым обеспечить современное качество профессионального образования.
Социальные партнеры














